img

Вероника Леонтьева

Родилась в Санкт-Петербурге.

Начала рисовать в раннем детстве. Училась в художественной школе № 1 на Фонтанке.

Закончила Санкт-Петербургскую Государственную Художественно-промышленную Академию им. А.Л. Штиглица, факультет “Интерьер и оборудование”, мастерская архитектора В. Петрова и З. Томашевской. После защиты диплома “Разработка интерьеров Дома отдыха ВТО в Комарово” работала в Художественном фонде г. Сочи. Вернулась в Санкт-Петербург, увлеклась ювелирным дизайном и продолжала заниматься живописью.

С 2004 по 2007 жила в Стокгольме, сотрудничала с галереей Kumiko Lernbecher “Gallery Fenix Konst”. В 2007 переехала в Великобританию.

Является членом Санкт-Петербургского Творческого Союза Художников IFA, Санкт-Петербургского Общества Акварелистов и группы “Безнадёжные живописцы».

Принимает участие в ежегодных выставках Союза.

Живёт и работает в Великобритании и Санкт-Петербурге.

 

  • Работы
  • Выставки
  • Статьи

Персональные выставки:

 

2021 Чайки Побережья, Финская школа 204, бывш. Особняк баронессы Р.С.Гинцбург, СПб;

2021 Британское Побережье, Центральная библиотека им. М.Ю.Лермонтова, СПб, Россия;

2018 Акварельные Диалоги (совместно с А. Заславским), Еврейский общинный центр, СПб, Россия;

2017 Поэзия Полутьмы. Карелия, Государственный Музей Царскосельская коллекция, Пушкин, Россия;

2017 Сумерки, Мастерская А. Шевченко, Москва, Россия;

2015 Идущий краем моря, Санкт-Петербургский Центр книги и графики, СПб, Россия;

2014 Дороги Британии, Арт отель Трезини, СПб, Россия;

2013 Соловецкие острова, Арт галерея Борей, СПб, Россия;

2012 Британии дождливый силуэт, Арт галерея Борей, СПб, Россия;

2011 Шотландия, Moelis & Co Банк, Лондон, Великобритания;

2010 Острова, Галерея Образ-Л, СПб, Россия;

2010 Взгляд извне, Культурный центр Пушкинская 9, СПб, Россия;

2010 Воспоминания и Впечатления, Музей и Картинная галерея Питерборо, Питерборо, Великобритания;

2010 Британия в Свете, Цвете и Искусстве, Арт Центр Стамфорд, Стамфорд, Великобритания;

2006 Вероника Леонтьева в Галерее Fenix Konst, Галерея Kumiko Lernbecher, Стокгольм, Швеция.

 

 

Групповые выставки:

 

2022 Зима, Галерея СЕТИ, СПб, Россия (14 января-февраль);

2021 Коллекция Брусники, СЕТИ, СПб, Россия (ноябрь);

2021 Коллекция А. Машевского<, СЕТИ, СПб, Россия (сентябрь);

2020 Пандемический реализм, Артмуза, СПб, Россия; (5 авг-26 окт)

2020 Нева Петровна, Галерея САД, Переделкино, Москва, Россия;

2019 Прошлогоднее лето, ДО-галерея, СПб, Россия;

2018 Встречи на Манчестер Сквер, Фонд Ratiu, Лондон, Великобритания;

2018 Безнадёжные Живописцы, Музей Современного Искусства ЭРАРТА, СПб, Россия;

2018 Акварельная Весна, проект Акварельные Путешествия 2018, Йыхви, Эстония

2017 IX Международная Биеннале «Арт-Мост Акварель», Юсуповский дворец, СПб, Россия; награждена Дипломом 1 степени в номинации «Городской пейзаж»;

2017 Взаимность, ВЗ СПбТСХ, СПб, Россия;

2015-2016 Петербургские Встречи, передвижная юбилейная выставка, посвященная 25-й годовщине Санкт-Петербургского Творческого Союза Художников, СПб, Тула, Калуга, Рязань, Тамбов, Липецк, Муром, Старый Оскол, Россия;

2013 День в Музее, ВЗ СПбТСХ, СПб, Россия;

2012-2017 Летняя Практика, ВЗ СПбТСХ, СПб, Россия;

2012 Британия Глазами Санкт-Петербургских Художников, российско-британский проект, Институт Шотландия-Россия, Эдинбург, Шотландия / ВЗ СПбТСХ, СПб, Россия;

2011-15 Открытые Мастерские PAOS, ежегодный проект, Питерборо, Великобритания;

2011-12 Весь Петербург, Центральный Выставочный Зал Манеж, СПб, Россия;

2011 Между Небом и Водой, ВЗ СПбТСХ, СПб, Россия;

2011 Городские Сокровища, Галерея Harriet, Питерборо, Великобритания;

2011 Новогодняя выставка, Бартон Seagrave Холл, Кеттеринг, Великобритания;

2011 Греция: от Древней Мифологии до Современности, Центр Культуры Греции, Лондон, Великобритания;

2011 Осенняя выставка, Галерея Julie Fisher, Питерборо, Великобритания;

2011 Летняя выставка, Центр Cavell, Питерборо, Великобритания;

2010-2021 Работа года, ВЗ СПбТСХ, СПб, Россия; награждена дипломом в номинации «Живопись» 2015/2016

 

 

Кураторские проекты:

 

2019 Прошлогоднее Лето, ДО-галерея, СПб, Россия;

2018 Встречи на Манчестер Сквер, Фонд Ratiu, Лондон, Великобритания;

2014 Живопись Константина Янова, Россотрудничество, Лондон, Великобритания;

2014 Это Только Игра, Reinhard Stammer, Германия, Арт галерея Борей, СПб, Россия;

2013 Мой Лондон в Цветах, Марина Грузер, Арт галерея SPACE, Лондон, Великобритания;

2012 Британия Глазами Санкт-Петербургских Художников, русско-британский проект, Институт Шотландия-Россия, Эдинбург, Шотландия / ВЗ СПбТСХ, СПб, Россия;

2011 Греция: от Древней Мифологии до Современности, Центр Культуры Греции, Лондон, Великобритания

Никита Благодатов

 

Альбом известного петербургского художника Вероники Леонтьевой – радостное событие для любителей изобразительного искусства. Он посвящен акварелям–воспоминаниям о путешествиях по берегам «царицы морей». Не было бы счастья, да несчастье помогло. Счастьем в данном случае стал цикл акварелей, родившийся в условиях вынужденного заточения, которое в значительной степени ограничило возможности творческой реализации художника, но неожиданно привело к необычайно плодотворному всплеску в её искусстве.

Леонтьева – живописец, продолжающий традиции ленинградского «живописного    реализма» 1920 — 1930-х годов, до сих пор влияющего на отечественное искусство. В то же время, очевидно, что она современный художник со своим почерком, своими темами и душевным настроем. Обращение к акварели проявило новые черты её стиля, продемонстрировав чуткость к материалу и блестящее владение сложной техникой, не терпящей ошибок. В работах Леонтьевой одновременно чувствуются и виртуозная импровизация, и совершенная композиционная выстроенность, гармония целого. Завораживают нежнейшие цветовые разработки перспективы на плоскости, уверенность и точность свободного мазка. Мы любуемся красотой британской природы и абстрактной красотой, сотворённой художником.

Она, словно чайка, облетает острова и побережья, видя сверху общую картину и колоритные детали: маленькие островки, гладь воды, спокойствие и плавность линий заливных лугов, прибрежные поселения и соединяющие их дороги. Акварельная сюита соединила в себе множество смыслов: сиюминутное и вечное, английский романтизм в восприятии русской поэтической натуры, сложные отношения двух стихий (давняя тема художника), человек с его яхтами и домиками на побережье, как неотъемлемая часть природы…
И всё это по памяти! Так свежо, искренне, живо! Это не просто память, а, как у Батюшкова: «О память сердца! Ты сильней рассудка памяти печальной и часто прелестью своей меня в стране пленяешь дальной». У Вероники именно память сердца, отсюда столь живое чувство, передающееся и нам.

Мы, зрители, сидя дома, вместе с автором путешествуем «по заграницам» и наслаждаемся удивительными пейзажами, написанными с таким искусством и любовью. Размышляя об увиденном, перебирая в уме знакомое из истории искусств, невольно ищем истоки и перекличку с «классиками». И здесь, прежде всего, вспоминаются англичанин Ричард Паркс Бонингтон и наш Максимилиан Волошин. Оба романтики, прославленные мастера акварели, увлеченные прибрежными пейзажами.

Альбом «акварельных воспоминаний» Вероники Леонтьевой кажется не просто фиксацией очередного этапа творчества, а целостным, законченным и самостоятельным произведение искусства.

 

 

 

Юрий Петухов, издатель

Там, где небо встречается с морем

 

Появление этой серии акварелей Вероники Леонтьевой вполне закономерно. Что, собственно, ожидать от художника, родившегося и большую часть жизни прожившего на берегах Невы? Водная стихия, каналы, лодки, катера, яхты в Финском заливе – все это, как мне кажется, впитывается жителями Петербурга, как говорится, «с молоком матери». Любой человек, родившийся у воды, особенно у «большой» воды, всегда будет нести в себе эту любовь к Солнцу, опускающемуся на закате в море, шуму набегающих на берег и пенящихся волн, крикам чаек, парусам на горизонте… Очевидно, это происходит где-то на генном уровне.

Вода и раньше присутствовала в работах Леонтьевой. Героями ее живописных произведений часто становились берега Невы и пейзажи родного Питера, лодки с рыбаками на озерах, рассветы и закаты на Финском заливе. Вот только свет в них, почти всегда, как и положено для здешних широт, был холодным, северным.

В серии акварелей, посвященных островам и побережью Великобритании, Вероника перешла к иным пластическим и цветовым решениям. Связано это не только с чисто технологическими различиями, спецификой наложения мазка масляной краской или свободным движением кистью, богато насыщенной влажным акварельным цветом, но и с иным побуждающим мотивом, иным стартовым толчком возникновения самого произведения.

Дело в том, что все представленные в альбоме акварели созданы автором в 2020 году по воспоминаниям о своих более ранних путешествиях по островам и совсем крошечным островкам Великобритании. Оказавшись в связи пандемией Covid -19 в изоляции, Леонтьева, как и все мы, столкнулась с проблемами и ограничениями, невозможностью свободно перемещаться и путешествовать. Испытание замкнутым пространством и длительным общением с одними и теми же (даже очень близкими) людьми, неожиданные бытовые трудности, психологический прессинг выдержали далеко не все, а для творческого человека, для художника подобные ограничения и невозможность поездок, встреч, новых мотивов, новых впечатлений тяжелы вдвойне.

На примере этой серии становится очевидным, что художник работает даже тогда, когда ничего не рисует – он обогащает свою зрительную память, как в копилку собирая в нее яркие моменты, пейзажи и персонажей, чем-то поразивших его, свои ощущения и эмоции от увиденного. Возможно, по этой причине и цветовая палитра Вероники Леонтьевой в данной серии более эмоциональная и яркая. Широкие заливки плоскости листа влажной акварелью сочетаются в работах с точно выверенным нанесением цветовых линий, обозначающих то горизонт, то далекий берег с растущими на нем деревьями и маленькими, словно игрушечными, домами-домиками. Основными героями акварельных листов являются морские пейзажи, быстро меняющиеся свет и цвет, пустынные берега и облака, то растворяющиеся у горизонта – там, где небо встречается с морем, то эффектно нависающие над пейзажем.

Удивительно, что при определенной условности изображений, Леонтьевой удается абсолютно точно передать эпическую красоту и специфику морских пейзажей, наполненного морской солью воздуха, изменчивость цвета зелени береговых лугов и песчаных пляжей. Большинство пейзажей пустынны, присутствие человека в них скорее ощущается, что само по себе большое достижение – передать присутствие человека, не изображая его. Изредка, на отдельных листах художник все же обозначает небольшими точками или штрихами людей, одиноко бредущих по побережью.

На акварельных листах Леонтьевой – идеальный по красоте мир, наполненный гармонией, любовью и спокойствием. В нем слились реальность, воспоминания, мечты и грёзы.

 

 

Алексей Машевский, поэт

Британское побережье Вероники Леонтьевой

 

Это сейчас прозаично и скучно мы прилетаем в Англию на самолёте. В прошлом же путешественники, начиная с легионеров Цезаря, знакомились со страной, переплывая Ла-Манш, видя издалека искрящиеся на солнце или мерцающие сквозь дымку меловые Дуврские скалы. По ним и древнее название острова – Альбион, позже получившее романтическое добавление – туманный.

Не нарушая традиции, акварели Вероники Леонтьевой открывают нам Британию через поэтику ее морских очертаний: пляж, дорога вдоль берега, то на скале, то прямо из воды вырастающие маяки, яхты, качающиеся на волнах, и прогулочные кораблики, прибрежные поселки, валуны на отмелях, а на них – чайки… Замечательно, что хрестоматийные «виды» лишены какой-либо открыточности, а заодно, и самой хрестоматийности. И узнаешь по ним ты не какие-то конкретные места (хотя сам автор не чурается привязки к пространству и времени), а ауру, прежде всего цветовую ауру этого – в буквальном смысле – заморского края.

Глядя на рисунки Вероники Леонтьевой, я как-то особенно остро вновь пережил то чувство, которое не давало мне покоя лет пятнадцать назад, когда довелось неделю провести на земле Шекспира и Тёрнера: это не совсем остров, он не привязан жёстко к месту на карте, это, скорее, огромный корабль, сам выбирающий направление и цель плаванья. Никакой идеологии, никакого нарратива: но в контурах этих берегов, в неброской, даже «тяжеловатой» гамме оттенков сквозит какая-то удивительная внутренняя цельность и свобода, а еще достоинство – достоинство самостояния. Как будто дух страны передался живописи, очень странной: по-британски сдержанно-холодноватой, лаконичной и завершенной, но по-русски пропитанной лиризмом, несколько даже мечтательной. Впрочем, и русская мечтательность – не от английского ли сентиментализма?

Это извечный культурный парадокс: несходства и взаимного тяготения! Почему все такое иное – и одновременно узнаваемое, чужое – но от того как-то странно родное, притягательное? Словно Россия, вопреки географии, гораздо ближе Британии, чем та же Германия или Франция… Словно мы уже были жителями этих берегов в прежней жизни, а может быть, готовимся стать ими в следующей…

И вот художник внезапно приоткрывает эту таинственную завесу воспоминаний о предстоящем. Спасибо!