«Искусство не родится в один день, искусству нужна жизнь и нужно прошлое, никакое искусство не живет без традиций. Где наши традиции?»
Заключая свой очерк об Андрее Рублеве, Николай Пунин говорит о том значении, которое имеет ясность самоопределения для свободы и естественного развития искусства. Наша культура ведет свое начало от глубоких, тысячелетних корней. От тех, кого греки называли варварами, — «негреческих», «чужеземных» народов, расселившихся на землях к северу от античного мира. Их волны несли с собой архаическое изумление перед необъятностью мира, цельного в своей одушевленности, — мира как извечного пластического разговора без слов, который ведут между собой земля и вода, облака и ветер.
В своем поиске краеугольных камней, на которых стоит мир, варвары стремились к одухотворенности и свету античности, обретая их через принятие христианских ценностей. Становясь преемниками античной культуры, соединяясь с самыми высокими ее достижениями, франки, германцы, скандинавы, славяне сохраняли и свою исконную силу, голос своей земли. Их собственную культуру издревле определял универсальный принцип ленточного плетения, своей непрерывной пластикой уводящий за пределы видимого, охватывающий, как единую форму, пространство, и время, и дух. Обобщая. огрубляя форму, неприукрашенную, утонченную только искренностью, они сохраняли высоту ее содержания. Античная и варварская традиции, сливаясь воедино, давали новую жизнь ослабленным, омертвевшим формам и понятиям красоты, подняв средневековое искусство на небывалую высоту. Пластика ленты создала канон наших северных храмов, подобных облакам, спустившимся на землю.
Процесс взаимопроникновения культур никогда не останавливался. Все индивидуальное и независимое, что идет от интуитивного, ленточного, пластичного начала, находит свое проявление в искусстве севера до наших дней. В его основе — мера человечности, рукотворности, возвращающая человеку его место в мировом разговоре, подобно тому как отмерялись локтями орнаменты полотенец по низу стен, выстраивая будущую храмовую роспись.
Эта чистота определения вертикали и горизонтали, вычленяющая суть построения мира, слышна в творчестве Анны Иконниковой. Она использует любой бросовый материал, стремясь к максимальной изысканности его освоения, растекаясь на поверхности настолько, насколько может заполнить пространство. В жестких поясных структурах вдруг начинают колебаться мягкие перламутровые, едва слышные акварельные интонации. Легкость и условность близких художнику пейзажных тем, многократным переживанием очищенных от всего случайного и эмоционального, рождает абстрактно-поэтический, возвышенный язык, нащупывающий изначальную метрику мироустройства.
Живопись Александра Некрасова так же начинается с отношения к пространству. Стремление охватить обеими руками простор земли и неба, вместить его в пределы плоскости так мощно и легко, как «улавливает» ткань вселенной ангел-Космос из Волотовского храма, придает взрывную энергию живописной плазме. Иногда зыбкая, мягкая, почти растворяющаяся, иногда жгучая, плотная, пластика ленты концентрируется до нового состояния — рваной линии, которая становится у художника одним из выводов пластического языка, помогающим прожить заново каждый образ, понять любовь и сострадание Того, Кто пожертвовал Собой ради нас.
В северной саге, где время подобно пространству, человек — это звено в цепи поколений. Мы не повторяем, но продолжаем жизнь тех, кто был до нас. Как следующее звено, принявшее эстафету, искусство в каждую эпоху должно вновь искать прямой путь к сердцу человека, не обработанный стилистически, не приспособленный для эстетического восприятия, но обновляющий в нас сопричастность вечному.
Ирина Федотова
Анна Иконникова
Родилась в с. Смоляниново Приморского края в 1950 г.
1986. Окончила Ленинградский государственный педагогический институт им. А. И. Герцена. Работала в мастерской А. С. Заславского.
1991–2007. Работала специалистом по организации выставок в Государственном музее «Царскосельская коллекция» (Санкт-Петербург, г. Пушкин), преподавала детям в учебной мастерской живописи музея.
1992. Вступила в Союз художников России.
Основные выставки:
1992. Выставка по итогам поездки в Израиль в Доме писателя, Санкт-Петербург, куратор — писатель С. Б. Ласкин.
2013. Выставка графики и живописи в Государственном музее «Царскосельская коллекция», Санкт-Петербург, г. Пушкин.
2016. Выставка графики и живописи «Ближе других к человечности» в галерее «Борей», Санкт-Петербург.
Александр Некрасов
Родился в Ленинграде в 1955 г.
1968–1976. Учился в художественной школе №2 на Лиговском проспекте, посещал мастерскую графика В. М. Галахова, ученика К. И. Рудакова.
1981. Окончил ЛВХПУ им. В. И. Мухиной, где его педагогами были Г. Г. Геокчакян, В. П. Поварова, Н. Ф. Борушко.
1984. Посещал мастерскую А. П. Зайцева и С. М. Даниэля на ул. Декабристов.
1991. Вступил в Союз художников, секция графики. Основал музей «Царскосельская коллекция», является его директором. Занимается исследовательской деятельностью, преподает, ведет занятия по живописи.
Основные выставки:
2001. Выставка в здании бывшей Тихвинской церкви в Государственном музее городской скульптуры, Санкт-Петербург.
2014. Выставка живописи и графики «Дух дышит, где хочет» в Национальной галерее Армении, Ереван.
2015. Выставка живописи в выставочном зале Новгородского государственного музея-заповедника на Ярославовом дворище.
2021. Выставка живописи и графики в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Санкт-Петербург.