История художника Михаила Бабенкова начинается издалека. Дед Михаила, Исаак Ефимович Малик, живописец, в 1907 – 1913 годах жил в Париже и учился в Ecole des Beaux-Arts, снимая одну мастерскую с Амшеем Марковичем Нюренбергом. В России работ художника не сохранилось. Биография Исаака Ефимовича представлена в знаменитом отечественном издании, во втором томе «Энциклопедии Русского Авангарда».
Михаил закончил Вторую Московскую художественную школу, затем занимался в мастерской Яна Раухвергера, а позже поступил в Московский Полиграфический институт, где его преподавателями были Юрий Константинович Бурджелян и Беньямин Матвеевич Басов. Но своим главным учителем автор считает нон-конформиста экспрессиониста Бориса Сергеевича Отарова, с которым он познакомился в 1981 году.
ЖИВОПИСЬ
Искусство Михаила Бабенкова сохраняет традиционное жанровое деление и не подвержено актуальным веяниям времени. Художник внимательно, мазок за мазком, как бы оглаживает предмет, часто используя в палитре ярко-красный краплак, который освещает тихую жизнь предметов, напоминающий поздние натюрморты Роберта Фалька, в которых красному цвету отводится особая роль сдержанного мерцания. В постановках чрезвычайно важны тени, отбрасываемые предметами, как их «другая», эфемерная жизнь.
«Среди живописцев нашего времени, Михаил Бабенков принадлежит к наиболее редко встречающемуся, но тем более дорогому типу — колористам. Талантливые колористы в общей массе художников встречаются нечасто, выделяясь особенным звучанием материала.
Пройдя школу развитого пост-сезаннизма, Михаил Бабенков однако избежал соблазна увлечь зрителя обилием составляющих картину контрастов и валеров, предпочитая работать с красочной доминантой, подчиняющей крупно взятые цветовые планы своему диктату. При этом они не становятся и нарочито подчеркнутыми плоскостными построениями в духе позднего Матисса, всегда сохраняя внутреннее движение, дающие картинной плоскости необходимую динамику и организуя пространственную структуру работы в точно отмеренной автором степени. Часто краски ложатся на холст плотным, тяжелым слоем, подчеркивая весомую материальность изображаемой натуры.
Зрелый период творчества художника тяготеет скорее к отбору выразительных средств, известному аскетизму и самоограничению, чем к изобилию проявлений бьющей через край витальности. Это наводит на мысль о его внутреннем родстве с искусством таких мастеров, как Моранди, Модильяни и Вейсберг».
— Ю. Александров.
Бабенков развивает жанр психологического автопортрета. Его автопортреты противопоставлены сиюминутности современных селфи и воспринимаются как некое подведение жизненных итогов человека-творца — без тени эгоцентризма. Часто «соучастником» автопортрета художник делает свою любимую собаку лабрадора Лялю, абсолютно сливающуюся с автором в восприятии его, как человека.
«В натюрмортах Михаил Бабенков ведёт особенно острый диалог с натурой, это наиболее экспериментальный жанр, где можно опробовать новые приемы и методы работы. На протяжении многих лет этот его жанр также видоизменялся, в сторону большей внутренней жизни этих привычных для него предметов. Иногда кажется, что его цветы или кувшины ожитворены, и находятся почти в человеческих отношениях друг с другом, в неприметном сразу, но важном диалоге».
— Ю. Александров.
Серия образов бабушки Софьи Соломоновны.
В молодости Михаил делал многочисленные зарисовки, которые со временем превратились в законченные портреты маслом. Изображение старости, всегда таит в себе опасность или впасть в банальность, или создать отталкивающую картину безвозвратного увядания. В этих портретах нет ни того, ни другого, они совершенны, как библейские притчи о бренности и мудрости человеческого существования, и безупречны по композиции. Фигура старой женщины образует некий неуязвимый «кокон», словно предохраняющий её от одиночества и забвения, как правило, неизбежных спутников старости,— она сосредоточена на воспоминаниях и замкнута на самой себе. При написании этой серии портретов, автора явно согревают знаменитые образы стариков, созданные Рембрандтом.
ГРАФИКА
«Компенсируя серьезность масляных полотен, поэтическое чувство вполне проявляется в графических работах Михаила Бабенкова, буквально захлестывая их волной лирических переживаний, как правило лишенных какой бы то ни было омраченности.
Графикой Михаил Бабенков занимается в течение десятилетий, с завидным постоянством оттачивая манеру и находя интересующие его сюжеты. Он использует тростниковое перо, тушь и кисть. Мотивами служат букеты цветов, уголок пейзажа, но чаще всего это портреты».
— Ю. Александров.
Отдельным блоком выделяется графическая серия, посвящённая актеру Виктору Гвоздицкому, о котором Михаил Левитин, художественный руководитель Московского театра «Эрмитаж», как то сказал: «Это актёр такого масштаба, что становится физически похож на тех, кого он играет». Запечатлеть в рисунках тростниковым пером и тушью, любимой технике художника, этот редкий дар эксцентричного Гвоздицкого удалось ему, Михаилу Бабенкову, не раз посещавшему спектакли с участием актёра и увековечившему в динамике эту магию перевоплощения.
____________
Работы художника хранятся в Государственной Третьяковской галерее, в Московском музее современного искусства (ММОМА), в Государственном центральном музее имени А. А. Бахрушина (ГЦТМ им. А. А. Бахрушина), в Российской государственной библиотеке искусств и в частных коллекциях.