Станислав Короленко родился в 1945 году. Профессиональное образование получил в двух столицах — Москве и Ленинграде. Будучи членом секции живописи Ленинградского объединения Союза художников, он создал персональную творческую мастерскую интерьера и архитектурного дизайна, однако живопись осталась одной из ярких ипостасей этого всесторонне одаренного человека.
Художник, боготворящий форму в архитектуре, в дизайнерских решениях радеющий за безукоризненность каждой детали, в совершенстве владея графической техникой, на холсте он смещает свой интерес в сторону целого. Это целое у Короленко всегда удивительно, странно, ничуть не повседневно, а связано с особой художественной философией, своего рода миростроительством. Пластическое решение работ мастера происходит на стыке нескольких сред — фигуративной и беспредметной, искусства символического и абстрактного. Лобовая прямолинейность к искусству Короленко неприемлема. В его работах реальные впечатления повседневной жизни переходят в иное измерение.
Участие в выставках
1993—2007 Биеннале современного искусства «Диалоги»
2004—2010 Ежегодная выставка новых произведений петербургских художников «Петербург»
2002, 2020 в составе группы «Безнадежные живописцы»
2023 — Юбилей «Безнадежных», ДК Крупской, СПб
2023 — выставка «Лето», Центр искусств «Главный проспект», Екатеринбург
Персональные выставки
2008 — «Крупным планом» — Центральный выставочный зал «Манеж», СПб
2014 — «Невыносимая легкость живописи», Выставочный зал Союза художников, СПб
2022 — «Вибрации», мемориальная выставка, галерея «Сети», СПб
Музейные собрания
Дирекция выставок Российской Федерации
Министерство культуры РФ
Псковский художественный музей
Астраханская художественная галерея
Бурятская национальная галерея
Салехардский художественный музей
Частные собрания
Анатолий Заславский, художник
Объективные биографические сведения неплохо объясняют становление художника. Минское художественное училище, как и все художественные школы страны, воспитывало в учениках «правильное» реалистическое умение рисовать и любить родную природу как Шишкин, Саврасов и Левитан. Эта тема входит в сознание школьника и остается на всю жизнь то со знаком плюс, то со знаком минус. Пейзажей разных мест России у Короленко очень много. В них сразу можно увидеть тонкого колориста, для которого цветное содержание мира является основным.
Потом он учился в Полиграфическом институте в Москве. Институт образовался, в частности, на основе Московского ВХУТЕИНа, где когда-то преподавали Фаворский, Истомин, Бруни. Эти большие мастера создавали школу построения живописной картины по всем законам цветных, тональных, ритмических гармоний. Их идеи были признаны формалистическими, но все равно дух серьёзного делания картины сохранился в вузе. И Станиславу повезло это узнать. В его работах присутствует чувство композиционной цельности. Чувство глубокого уважения к Её Величеству Форме.
Еще одним акцентом, и очень серьезным, в образовании художника стала учеба в ЛВХПУ им. Мухиной, ныне Академия Штиглица. Короленко учился на отделении монументальной живописи, то есть живописи в архитектуре. Там он получил очень важное для живописца чувство стенной плоскости, которая и есть физическая основа всякой изобразительности.
Таким образом, пройдя три этапа, он приобрёл важную для профессии живописца полноту знаний: чувство природы в Минске, чувство композиции в Москве и чувство единства с архитектурой в Ленинграде. Это, так сказать, объективная сторона. Но в сотворении художника много важней субъективный характер творчества. Станислав Короленко обладал природным чувством цветного содержания картины, которое у него со временем очень развивалось. В нем было то особое переживание цвета и фиксации этого переживания на плоскости, которое имело отношение только к его опыту, и зрителю очень радостно находить это в его картинах как нечто новое в искусстве живописи.
В 1980-х и 90-х годах художник Станислав Короленко переживал подъем. В нем открылось то чувство безоглядной свободы, которое является стимулом появления живого искусства. Он писал довольно большие холсты, где уходил в сложнейшее колебание цветных гармоний, цветных проживаний на самых тонких планах души. Потом он мог просто удовлетвориться двумя колбами с краской, алеющей внутри, и эта элементарная чувствительность разливалась на большом холсте.
Созревший Станислав Короленко — живописец, идущий не от простого переживания природы, не от готового ясного замысла, не от какой-то особенной любви к краске. Он в картину бросается как в бурный поток, наслаждается в борьбе с ним и побеждает. Делает внезапные скачки, неожиданные движения краски, вспышки цвета… Потом вдруг уходит в покой. Откуда ни возьмись, появляется рисующая черная линия, все соскребается, местами краска накладывается опять, совсем по-другому. Тонко чувствующий орган внутри художника в этой неразберихе угадывает порядок и восстанавливает справедливую устойчивость. Победа налицо, хотя автор, возможно, и не уверен в этом, и готов опять сразиться с переполняющим его любимым Хаосом.
Лариса Скобкина, искусствовед
Живописно-пластический строй работ Станислава Короленко ярко индивидуален. Непрерывный поиск живописного эквивалента мысли и чувства — мимолетного или выстраданного, отражение в цвете и композиции глубоких философских вопросов. Быть может, именно в силу столь масштабных задач Станислав Короленко не ограничивал себя каким-либо стилем. Он смело и точно совмещал абстракцию и фигуративность, соединяя их возможности для решения своих вопросов. Живопись выступала как инструмент познания мира, как размышление на особом языке искусства.
Определить пусть не единственное, но хотя бы основное в живописном почерке художника не представляется возможным. Работы реалистические и абстрактные, сдержанно-сумрачные и яркие, сюжетные и условные — все это Станислав Короленко. Творческая манера следует внутреннему импульсу данной работы, данного момента, подчиняясь поставленной задаче. Пожалуй, именно эта ничем не сдерживаемая свобода является самобытным стилем мастера.
Станислав Короленко — одаренный живописец, наделенный тонким чутьем колориста, мастер острой композиции. И все же во многом его творческая манера определяется внутренней духовностью, склонностью к размышлению и анализу, к бесконечному поиску ответов на вечные философские вопросы. И здесь уже помимо живописного дара проявляется глубина личности: не просто умел сказать, но имел что сказать.
Взыскательность, требовательность к себе, бесконечный поиск созвучия живописи и внутренней духовной работы. Мучительный и счастливый творческий процесс давал подчас результаты, близкие к откровению. Станислав Короленко расширял возможности живописи, наделяя ее способностью передавать мир внешний как отражение внутреннего, ирреального. Абстрактные композиции художника сродни музыке, передающей накал страстей и размышлений.