Надя Виноградова пришла в живопись из науки — физики. Пройдя школу американского фотореализма, она начала заниматься у Михаила Петренко, ленинградского художника, преподававшего экспрессивный реализм. Потом, по рекомендации М.Петренко, брала уроки у меня. Я учил ее понимать картину как композицию на плоскости и использовать цвет, тон и жест в качестве главных составляющих этой композиции. Моя эстетика основывается на достижениях известной ленинградской группы «Круг художников», образовавшейся в конце 20-х годов прошлого века. Изображая живую реальность, эти художники подчиняли ее несокрушимым законам построения картины на плоскости. Затем Надя была под влиянием Бориса Борща — яркого, темпераментного живописца. В своем творчестве Борис следовал открытиям, сделанным в живописи после «Круга художников». Это был так называемый арефьевский круг. Арефьевцы развивали реалистический метод «Круга», сильно заостряя составные части их живописного языка как в пластическом, так и в социальном отношении. Живописные идеи, идущие от «Круга» и арефьевцев, нашли в Наде Виноградовой своего продолжателя, поскольку ее исключительная внимательность к индивидуальным характерам людей в портретах и чуткое переживание природы, ей свойственное, очень нуждались в грамотном воплощении этого содержания на плоскости.
О портретной составляющей Надиного искусства хочется сказать отдельно. Ее необыкновенный интерес к другому человеку — это особый феномен. Трудно понять мотивацию этого интереса, но очевидно, что само существование другого вызывает в Наде Виноградовой творческий подъем, желание работать, чтобы воссоздать характерную конструктивность именно этого персонажа и его неуловимую индивидуальную интонацию. В ее портретах характер персонажа на первом месте. Она как бы сначала должна узнать своего героя внутри себя, а потом найти точные средства для его воплощения, хотя на самом деле это может происходить только одновременно. В пейзажах Надя Виноградова позволяет себе быть совсем свободной, и ее собственный жест здесь важнее пейзажа, хотя, естественно, этот жест возбужден именно этим пейзажем.
Анатолий Заславский